карелия
Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото

Эволюция фотоаппарата

[1][2][3][4][5][6]

Типу ящичных фотоаппаратов свойственно большое разнообразие в форме корпуса, эволюция которого в конце концов привела к созданию жёсткого неразъёмного корпуса для малоформатных фотоаппаратов с размером кадра 24x36 мм на 35-мм киноплёнку. Пора рассказать и о новом типе фотокамер, появившихся вслед за ящичными - о складных фотокамерах с откидной стенкой. Их главная отличительная черта-складной мех. Первые камеры с мехом появились в 1851 г. Конечно же, все они были исключительно штативными. Их трудно было назвать складными, ведь всё, что позволяла их конструкция, - это перед транспортировкой придвинуть объективную доску с объективом к кассетной части. Но по сравнению с ящичными камерами того же времени это было уже нечто более совершенное.

Когда бромжелатиновые пластинки в конце 1870-х гг. окончательно вытеснили мокроколлодионный процесс, в истории фотоаппарата наступил один из самых интересных этапов - начался поиск оптимальных конструкций. Он продлился вплоть до 1930-х гг.

Складные камеры с откидной стенкой, конечно, отличаются друг от друга и по размерам, и по конструкции, но их все объединяет наличие сходных конструктивных элементов. К ним относятся складной мех, соединяющий кассетную часть с объективной доской или объективной стойкой; направляющие для перемещения фокусирующего элемента конструкции; матовое стекло и видоискатель. В зависимости от эксплуатационных свойств, так же как и ящичные камеры, все камеры этого типа могут быть разбиты на три крупных семейства: штативные, складные ручные камеры с откидной передней стенкой для фотопластин и складные ручные камеры с откидной передней стенкой для рулонной плёнки. Следующий уровень систематизации - по видам конструкции.

Штативные складные фотокамеры с откидной стенкой в большинстве своём не имеют корпуса и состоят из основной доски и расположенных на ней кассетной части и объективной доски. В зависимости от устройства основной доски и типа фокусирующего элемента различают четыре вида складных штативных фотокамер.

Это камеры с неподвижной объективной доской и основной доской, откидывающейся назад (1850-е гг.); с откидной передней стенкой и съёмной объективной доской (1860-е гг.); компактные дорожные камеры с объективной доской, убирающейся внутрь корпуса (1880-е гг.), и фотокамеры с основной доской, откидывающейся в обе стороны (1870-е гг.). В зависимости от условий эксплуатации, к которым они приспособлены, складные штативные камеры могли быть дорожными, павильонными и универсальными, то есть предназначенными для съёмки и в фотоателье, и в полевых условиях.

Есть одна очень интересная деталь. Сочетание неподвижной объективной доски и фокусировки перемещением кассетной части оптимально при съёмках с небольших расстояний или широкоугольными объективами. Причина кроется в том, что, во-первых, при наведении на фокус перемещением матового стекла не изменяется масштаб изображения, что очень важно при портретной съёмке; во-вторых, при такой компоновке камеры корпусные детали не выходят за пределы длины тубуса объектива и гарантированно не попадают в его поле зрения. Последнее свойство было особенно полезно при съёмке широкоугольным объективом. Вот почему все первые павильонные камеры, как ящичные, так и складные, имели неподвижную объективную доску, а наведение на фокус осуществлялось перемещением матового стекла вместе с кассетной частью.

Основная доска, откидываемая вперед и трансформированная впоследствии в откидную переднюю стенку корпуса, придала особую компактность и изящество штативным складным фотокамерам. Особенно ярко это свойство проявилось у штативных складных фотокамер с откидной передней стенкой и объективной доской, убирающейся внутрь корпуса. Даже рассчитанные на формат 30x40 см камеры в сложенном виде представляли собой параллелепипед с длиной не более 6-7 см.

Полюбуйтесь на эту красавицу. Перед вами универсальная, "для павильона и дороги", фотокамера с объективом "Recti-Aplanat": фокусное расстояние 400 мм, относительное отверстие 1:8. Рассчитана она на фотопластины формата 18x24 см. Объективная доска при складывании убирается внутрь корпуса. А изготовлена эта камера в мастерских "И.И.Карпов" в России, в Санкт-Петербурге.

Использование в камерах этого вида широкоугольных объективов потребовало перемещаемой по высоте объективной доски. В дальнейшем это привело к замене последней на объективную стойку. Откидная стенка, в которую трансформировалась основная доска, шарнирно соединена с корпусом, а её положение фиксируют распорками с прямолинейными шлицами и парой прижимных винтов, симметрично расположенных снаружи корпуса. Благодаря такой конструкции со шлицами в распорках и креплению объективной доски в цапфах объективная доска может наклоняться на углы до 90°. Угол её наклона ограничивается только степенью растяжимости корпуса. При складывании камеры винты-арретиры ослабляются. Распорки, крест-накрест сопряжённые со стойками объективной рамки, вместе с объективной рамкой переводятся в горизонтальное положение. При этом объективная доска поворачивается в цапфах против часовой стрелки и занимает положение, параллельное основной доске.

[1][2][3][4][5][6]

 

Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
Назад На главную Вперед

© Жураковская Анастасия, 2006

КАИТ №20

e-mail:jyra@list.ru

 

Hosted by uCoz