карелия
Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото

Эволюция фотоаппарата

[1][2][3][4][5][6]

Между 1792 и 1796 гг. братья Нисефор и Клод Ньепсы уже работали над идеей "...воспроизводить самостоятельно, действием света, изображения, получаемые в камере-обскуре". Это было начало великого превращения камеры-обскуры в фотографическую камеру.

На рубеже XVIII—XIX вв. камера-обскура получила широкое распространение как рисовальный аппарат. Одной из популярнейших моделей оказались компактные рисовальные аппараты для путешественников в виде ящичных "зеркальных" камер-обскур. Такие камеры-обскуры состояли из двух вдвигающихся один в другой ящиков.

рисовальный аппарат в виде камеры-обскурыОптическая система представляла собой объектив или малое отверстие. В оптическую систему этих "зеркальных" камер-обскур было включено плоское зеркало, расположенное под углом 45° к оптической оси, благодаря которому они и получили своё название. Зеркало проецировало изображение на горизонтально расположенное матовое стекло и служило для обращения светописного рисунка. Чтобы, например, воспользоваться этим аппаратом для зарисовки с натуры, достаточно добиться чёткого изображения выбранного предмета сначала на матовом стекле, затем на листе полупрозрачной бумаги и обвести изображение карандашом. Ньепс просто не мог не использовать возможности этих камер-обскур в своих опытах.

Неизвестно, были ли опыты с зеркальными камерами-обскурами успешны, но Ньепс обращался и к другому типу конструкции камеры-обскуры - к "аппарату" ведущего парижского оптика В.Шевалье, состоявшему из линзы-призмы и объектива в едином латунном корпусе. Подставка, занавески и рама орехового дерева, к которой прикрепляются аппарат и занавески, - так выглядит эта камера-обскура. А линза-призма - это не что иное, как знаменитая "мегаскопическая призма", изобретённая Шевалье. Она ломает оптическую ось под прямым углом как прямоугольная призма и как обычная двояковыпуклая линза строит действительное изображение.

Дорожная камера. Конструктор предположительно Карпов И.И.Какая же из этих двух камер-обскур послужила источником вдохновения для создания первых фотоаппаратов? Сомнений не останется, если взглянуть на ящичную камеру-обскуру. Основополагающую роль в истории фототехники, конечно же, сыграла именно камера-обскура со встроенным зеркалом и горизонтально расположенным матовым стеклом. Форма корпуса, его светонепроницаемость, оптическая схема, наличие механизма наведения на фокус и его конструкция были использованы в XIX в. для создания фотографического аппарата. Всё это вошло в арсенал фотографических камер разных времён.

Время сохранило всего пять камер Ни-сефора Ньепса. Несомненно, камерами-обскурами назвать их было уже нельзя, но и до собственно фотоаппарата им было ещё далеко. Исследователи наследия Ньепса обнаружили их на чердаке дома в его поместье в Шалоне (Франция). Теперь это гордость музея Ньепса в Шалоне-на-Соне. Среди этих камер ящичная камера в виде вдвигающихся один в другой ящиков и камера, позволявшая непосредственно вручную манипулировать фотоматериалом для получения резкого изображения. Другие две ящичные камеры доказывают, что Ньепсу по праву должен принадлежать приоритет применения в фотокамерах меха и ирисовой диафрагмы.

Сведения о фотокамерах Ньепса в письменных источниках отрывочны и разрозненны. Но тем интереснее сложить их в единую картину. Из переписки Ньепса с братом Клодом за 1816 г. известно, что он строит для своих опытов несколько "больших и малых аппаратов". В частности, одна из камер - это шкатулка со вставленным в неё объективом.

В это время Нисефор Ньепс уделяет основное внимание светонепроницаемости корпуса, а объектив подбирает под уже готовые камеры. Объективом ему служат линзы от солнечного микроскопа. Вот почему на его первом удачном снимке "...изображения предметов ещё слишком слабые и крошечные...".

Ньепс экспериментирует и с ирисовой диафрагмой. Её он также позаимствовал у микроскопа. Кстати сказать, только в конце XVIII - начале XIX в. в осветительной системе микроскопа начали применять ирисовую диафрагму, и одной из первых это сделала французская оптическая фирма "Шевалье". В своих опытах Ньепс диафрагмирует объектив и добивается повышения резкости изображения. При этом он обращает внимание на снижение яркости изображения.

Годы с 1818 по 1828-й сыграли в изысканиях Ньепса решающую роль. Стала понятна сущность процесса получения негативного изображения. Долгие годы ушли на совершенствование оптической системы. И, наконец, был создан фотографический объектив.

Необходимую поддержку и живое участие Ньепс получил от своих соотечественников - владельцев оптической фирмы "Шевалье" Винсента и Шарля Шевалье. В период с 1825 по 1828 г. Шевалье изготавливают для Ньепса "мегаскопические призмы" с различным фокусным расстоянием, двояковыпуклые линзы, несклеенный трёх-компонентный ахроматический объектив и "перископические линзы" (мениски) Валлостона. В конце концов, стало ясно, что нужен безаберрационный светосильный объектив с коротким фокусом. Выбор был сделан в пользу мениска Валлостона.

А в адресованном Ньепсу письме от 19 апреля 1833 г. мы находим эскиз и описание уже настоящего фотоаппарата. Объектив-двухлинзовый склеенный ахромат – знаменитая" ландшафтная линза Шевалье" с диафрагмой. Наведение на фокус-вращением тубуса объектива. Есть и узел крепления фотоматериала. И, конечно же, светоне проницаемый корпус. Но самое поразительное то, что в письме сформулирован основной принцип построения фотографических камер для художественных фоторабот, определивший их конструкцию на многие десятилетия: "Чем длиннее фокус по сравнению с размерами фотопластины, тем совершеннее изображение". Автор письма - французский художник, создатель самой знаменитой во Франции диорамы, - Луи Жак Манде Дагер Итак, именно в середине 30-х гг. XIX в был создан прототип фотоаппарата - прибора для создания нерукотворных свето-писных рисунков. В его конструкции воплотились глубокий ум и поразительная наблюдательность талантливых изобретателей Жозефа Нисефора Ньепса (1765-1833), Луи Дагера (1787-1851), а также опыт и превосходная инженерная мысль оптиков Винсента (1770-1841) и Шарля Шевалье (1804-1859). А объединило этих людей и заставило открывать непознанное изобретение Ниепса-гелиография.

[1][2][3][4][5][6]

 

Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
Назад На главную Вперед

© Жураковская Анастасия, 2006

КАИТ №20

e-mail:jyra@list.ru

 

Hosted by uCoz