карелия
Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото

Эволюция фотоаппарата

[1][2][3][4][5][6]

Дату рождения фотографии - 7 января 1839 г. - по праву можно считать и датой рождения первого фотоаппарата: Луи Дагер получил патент на первый в мире фотоаппарат в этом же году.

Мастерские по изготовлению камер для производства дагеротипов стали спешно создаваться сразу же после опубликования "способа Дагера". Например, во Франции это были фирма "Шевалье" и магазин по продаже писчей бумаги братьев Сюсс и Жиру. В Великобритании - знаменитая оптическая фирма "Росс", а в Германии - оптическая фирма К.А.Штейнгейля. В России первым начал изготовлять "дагеротипные снаряды" А.Ф.Греков. Фотографические камеры в тот момент даже не имели собственного названия и именовались по аналогии с известными рисовальными аппаратами не иначе как "камеры-обскуры".

Дагер создал хорошо отлаженный технологический процесс получения дагеротипов. Для его реализации кроме фотокамеры использовались два отдельных прибора: для окуривания йодом серебряной пластинки и для проявления парами ртути скрытого изображения.

Фотокамеры Грекова совмещали в одном приборе и камеру для получения светочувствительного слоя, и собственно фотографическую камеру, и камеру для проявления. Греков работал и над усовершенствованием дагеротипии. Привнесённые им улучшения "способа Дагера" и изобретённый им способ плоской печати для получения отпечатков с дагеротипа получили официальное признание на заседании Парижской академии наук в 1840 г.

Billi-0Камера Жиру, родственника Луи Дагера, была очень громоздкой. Она весила около 50 кг и имела размеры 313x369x508 мм. Изготовлена она была по патенту Дагера.

Самой совершенной на тот момент, без сомнения, была камера для производства дагеротипов Ш. Шевалье. Когда рассматриваешь эту камеру, то сразу обращаешь внимание на её явное превосходство над большинством своих современниц - фотокамер 1840-1850-х гг. Весь внешний вид и устройство камеры свидетельствуют о принадлежности её к шедеврам инженерного искусства и глубоким проникновением её создателя в суть фотографического процесса, ибо, как и для любого шедевра, для неё характерна самодостаточность, при которой невозможно что-либо убавить или прибавить без изменения её сущности.

Коллекции Политехнического музея принадлежит камера Шевалье более поздней модификации 1850-х гг., с объективом "P.V.C.". Эта фотокамера представляет собой деревянный ящик, изготовленный из полос красного и тикового дерева, скреплённых латунными уголками. Заключённый в латунную оправу объектив ввёрнут во фланец на передней стенке камеры. Он снабжён кремальерным механизмом для точной фокусировки. Гравировка на оправе объектива и латунном диске свидетельствует о том, что он создан дипломированным оптиком Ш. Шевалье, а изготовлен фирмой "Darlot". Грубое наведение на резкость осуществляется перемещением камеры при вращении латунного диска, расположенного на верхней панели камеры. На задней стенке внутреннего ящика-матовое стекло для контроля качества изображения.

Несколько слов об объективе. Объектив "P.V.C." - это знаменитый комбинированный объектив "Photographe a Verres Combines" (точный перевод названия объектива - "фотография комбинированными стёклами"). Это комбинированный объектив, который мог использоваться как для ландшафтной, так и для портретной съёмки. Задний компонент - склеенный дублет, это объектив для ландшафтной съёмки с относительным отверстием 1:11. В совокупности с передним компонентом он образует трехлинзовый несклеенный дублет - несклеенный ахромат Шевалье. При фокусном расстоянии 290 мм он имел светосилу 1:4,9 и выступал в роли портретного объектива.

Этот объектив Ш. Шевалье сконструировал в 1840 г. Принцип его построения был использован П. Рудольфом в 1890 г. при создании своего знаменитого объектива "Doppel Protar" - первого в мире анастигмата. Объектив "Antikomar" для клап-камеры "Makina" фирмы "Plaubel" также построен по тому же принципу и с успехом применялся в 30-е гг. XX столетия. А на рубеже веков были популярны так называемые составные объективы. Например, с успехом продававшийся в России торговым домом "К. Фреланд. Вся Россия" в 1900-е гг. объектив-апланат "Meteor" "...состоитъ изъ 4-хъ стеколъ для 16 комбинацiй на размеръ пластинки 9:12 до 30:40 сант., 6 апланатовъ, 6 широкоугольныхъ апланатовъ и 4 видовыхъ объективовъ... При употреблена средней дiафрагмы и некоторомъ навыке, снимки получаются неуступающiе более дорогимъ объективамъ".

Итак, первыми фотографическими камерами стали ящичные фотоаппараты. Они получили свое название от формы корпуса в виде ящика, унаследованной ими от ящичной зеркальной камеры-обскуры. В большинстве своём они представляли собой либо два ящика, вложенных один в другой с фокусировкой при их взаимном перемещении, либо неразъёмный корпус в форме ящика с выдвижным тубусом объектива.

В этих камерах применялись все типы фотоматериалов начального этапа развития фотографии: дагеротипные пластинки (1839-1860), бумага для каллотипов (1841-1860), альбуминные (1848-1860), мокроколлодионные (1851-1880) и сухие коллодионные (1852-1880) пластинки на стеклянной подложке, а также ферротипные пластинки "для мо ментальных снимков" у уличных фотографов (1860-1914). В силу своих габаритов они использовались совместно с изобретённым в 1839 г. французом А. Селье штативом и получили название штативных ("стативных" по дореволюционной орфографии). Среди них встречались и камеры со встроенной лабораторией (лагепптипные мгжпп-коллодионные, ферротипные камеры) (1853-1880), со складным деревянным корпусом (1840-1860), магазинные (1854-1900), с мультипликатором и многобъективные (1860-1870).

Объективная доска, рамка для кассет и матового стекла у камер этого типа имели несколько степеней свободы. Возможность наведения на фокус перемещением как матового стекла, так и объектива, подвижность рамки для матового стекла и объективной доски стали отличительной особенностью всех павильонных камер, и не только ящичных. Вплоть до 1910 г. штативные ящичные камеры находили себе достаточно широкое применение. В последние годы они использовали не только броможелатиновые фотопластины, но и рулонную фотоплёнку на бумажной подложке.

[1][2][3][4][5][6]

 

Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
Назад На главную Вперед

© Жураковская Анастасия, 2006

КАИТ №20

e-mail:jyra@list.ru

 

Hosted by uCoz