карелия
Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
фотоАнатомия Обманчивая цифрафото

Свобода творчества:

плюсы и минусы цифровой фотографии

сони Еще не так давно фотографы смотрели на цифровые камеры с нескрываемым презрением. История цифровой фотографии насчитывает менее десяти лет, — и даже модели пятилетней давности были скорее дорогими игрушками. Первая модель, получившая коммерческий успех, — Casio QV-10 — была выпущена знаменитой японской фирмой в 1995 году. И хотя это была довольно забавная диковинка, серьезные фотографии она, конечно, делать не умела. Только "картинки" с очень невысоким разрешением — 0.25 мегапикселя (МП), форматом 320x240 или 640x480 пикселей (причем последний формат получался за счет небольшого цифрового увеличения). Этого было бы достаточно для оформления Интернет-страниц, да вот беда — Интернет тогда тоже только зарождался. Довольно скоро камеры проскочили рубеж в 1 миллион пикселей, потом в 2 миллиона и дошли до "решающей границы" — 3 миллиона пикселей, или 3 МП. Такое разрешение позволяет печатать полноценные фотографии формата А5 и с запасом перекрывает площадь самого распространенного формата 10x15 см. После того как был достигнут и перейден порог 3 МП, к цифровой фотографии стали относиться серьезно.

...Потому что...

Свобода творчества это возможность снимать, не думая о расходе пленки . Цифровой фотограф может снимать, сколько хочет, в свое удовольствие. Много снимать — это значит быстро учиться фотографировать. Много снимать — значит дублировать ценные кадры. Много снимать — это возможность потратить десять, двадцать, пятьдесят кадров на один сюжет, найти лучший ракурс, лучший свет, сделать настоящую фотографию. Свобода также связана с возможностью видеть кадр до того, как нажата кнопка спуска! Владельцы фотоаппаратов типа "мыльница", наверное, замечали, что отпечатанная фото графия не совпадает с тем, что они наблюдали в видоискателе. В итоге в кадре появляются совершенно лишние предметы или части тела. И вообще, внятно построить композицию кадра, пользуясь крошечным оптическим видоискателем, практически невозможно. Только владельцы зеркальных камер адекватно видят то, что снимают.

Назад к пленке

Парисуем традиционный образ пленочного фотолюбителя.

Человек покупает пленку, заправляет ее в фотокамеру, нажимает на кнопку спуска 36 раз, отдает в минилаб. В итоге любитель станет обладателем 30 цветных карточек. Но сколько из них можно назвать фотографиями? Боюсь, не больше половины.

Вперед к цифре

цифраЦифровая фотография способна подарить фотографу свободу творчества. Ведь на жидкокристаллическом цветном экране он видит кадр не только до того, как нажать на спуск, но и сразу после того, как снимок сделан. Потому что цифровые камеры позволяют проконтролировать результат сразу после сьемки. Буквально сразу после сьемки можно рассмотреть, сложилась или не сложилась композиция, как "играет" в кадре цвет, резкость снимка проверить — для этого в большинстве современных камер есть функция увеличения кадра. Кроме того, фотографии даже в путешествии можно оперативно рассмотреть на большом экране компьютера или телевизора. Проанализировать ошибки и таким образом продвинуться в мастерстве еще на несколько ступенек."

Дальше в цифру

Идеальные кадры получаются далеко не всегда. Напротив, почти всегда кадр требует немалой работы, чтобы стать фотографией. Поэтому полностью возможности цифровой фотографии раскрываются в компьютерной обработке.

Справедливости ради надо сказать, что пленочная фотография не отрезана от компьютерной обработки. В наших конкурсах не раз побеждали фотографы, снимающие на пленочные камеры. Но сегодня они получили возможность оцифровать фотографии на сканерах, обрабатывать на компьютерах и после печатать их на принтерах или в цифровых фотолабораториях. То есть частично пришли к "цифре". Причем возможности улучшения пленочного изображения в плане цвета, зернистости и очистки от сильных загрязнений — фантастичны!

И все же...

И все же, если не поставить перед собой задачу "закопать как можно больше пленочных камер", а попытаться честно разобраться в достоинствах и недостатках цифровых, придется признать, что у "цифры" есть немало минусов.

цифраПервый и наиболее очевидный связан с основным инструментом цифрового фотографа — ЖК-дисплеем. Это прекрасное средство для работы при неярком освещении. Но под слепящим солнцем большинство существующих экранов не позволит увидеть ничего. Разве что общие контуры будущего кадра. Правда, в последнее время появились т.н. трансрефлективные экраны (одновременно пропускающие и отражающие свет). Изображение на них прекрасно видно даже на самом ярком свету, но большого распространения они пока не получили. Следующий минус цифровых компактов — относительно медленная работа. Относительно — по сравнению с пленочными камерами того же класса. Причем задержки заметны и при включении камеры, и при работе автофокуса. Это требует немалой сноровки при съемке динамичных сюжетов — только ты "прицелился", как снимок ушел из поля кадра. Так же успешно разработчики борются и с другим недостатком цифровиков — сильной зависимостью от источника питания. Дело в том, что цифровые камеры по определению более "прожорливы", особенно при постоянно включенном ЖК-экране. Если камера питается от пальчиковых алкалиновых батареек формата АА, их приходится менять через каждые полчаса. Лучше сразу перейти на аккумуляторы этого формата — они несравнимо лучше приспособлены для работы под большой нагрузкой, т.е. медленнее теряют заряд. "Прожорливость" камер стремительно падает — в них начинают применять менее энергоемкую электронику, а в некоторых моделях расход энергии контролирует процессор камеры. Так что теперь многие современные (даже очень миниатюрные!) модели на одной зарядке могут продержаться целый день и отщелкать сотни кадров.

 

Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
Назад На главную Вперед

© Жураковская Анастасия, 2006

КАИТ №20

e-mail:jyra@list.ru

 

Hosted by uCoz