карелия
Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
фотонавипэд фотомикрофон-динамикфото матрицафото
фотокарта памяти фотоколесо режимовфото инфо дисплейфото
фотовидоискатель фотозум-объективфото подключение пкфото
фотогорячий башмак фотовидеоразъемфото элементы питанияфото
фотовстроенная вспышка фото фото цветной жк-дисплейфото

Микрофон и динамик

Когда очень много снимаешь, бывает удобно к каждому снимку добавить маленькое звуковое письмо. Например, «снимаю собор Нотр-Дам, но не в Париже, а в Страсбурге». Этот звуковой комментарий можно прослушать не только с помощью компьютера, но и при просмотре фотографий на дисплее камеры. Разумеется, для всего этого камеру оснащают миниатюрным динамиком и микрофоном. Они, кстати, необходимы не только для звуковых комментариев, но и для записи и прослушивания звукового сопровождения к видеороликам, которые умеют снимать многие цифровые фотокамеры. Самые современные камеры снимают практически полноценное видео формата 640x480 пикселей, 30 кадров в секунду.

Колесо переключения режимов вверх

Все цифровые камеры работают в нескольких режимах. Как минимум, это съемка и просмотр отснятых кадров. Для переключения между ними достаточно одной кнопки, но если режимов значительно больше, то самым удобным средством навигации по ним становится колесо переключения режимов. Сегодня наиболее часто встречающимися режимами являются автоматический (когда камера полностью управляет процессом съемки), программный (камера выбирает экспозицию автоматически, но позволяет фотографу менять другие параметры), сюжетный (камера подстраивает параметры съемки под заданный сюжет — например, съемка в помещении, портрет, пейзаж, ночная съемка и т.д.), приоритет выдержки или диафрагмы (с этими режимами придется разбираться отдельно, в двух словах их назначение не объяснить) и ручной (фотограф полностью берет контроль в свои руки).

Информационный дисплей

вверх

Кроме большого цветного экрана, некоторые камеры оснащаются маленькими монохромными ЖК-дисплеями. На них в виде специальных значков, цифр и букв высвечивается полезная информация. Например, какой включен режим вспышки, на сколько кадров хватит памяти, какие выставлены разрешение и качество кадров и многое другое. В отличие от большого ЖК-экрана, маленькая панель потребляет совсем мало энергии. И еще она может подсвечиваться небольшой лампочкой в сумерках, чтобы фотолюбитель точно знал, какие параметры съемки выставлены в данный момент.

Карта памяти

вверх

Карты памяти, или флэш-карты, — это миниатюрные микросхемы, упакованные в пластмассовый корпус. Иногда камеры снабжаются встроенной памятью небольшого размера — она может пригодиться, если на сменной карте закончилось свободное место, или для того, чтобы через нее скопировать отснятые кадры с одной карты на другую. Но основной объем памяти находится именно на сменных картах. Они, впрочем, бывают разными — от 8 мегабайт до 6 гигабайт. Наиболее ходовыми в настоящее время являются карты емкостью 256 Мб, 512 Мб и 1 Гб — они достаточно большие (на гигабайтной карте можно разместить до 500 кадров в высоком разрешении) и относительно недорогие (сегодня гигабайтную карту можно купить за 300-350 долларов). Самым выгодным форматом считается Compact flash, но эти карты самые большие по размерам. Гораздо меньше карты форматов Multimedia Cart, Secret Digital и xD Picture Card. Формат Smart Media считается недостаточно надежным. А в камерах Sony применяется фирменный стандарт флэш-карт — Sony Memory Stik.

Навипэд

вверх

Иногда этот многопозиционный переключатель называют джойстиком, что не совсем правильно, поскольку он плоский. Так что навипэд (буквальный перевод — навигационная панель) — самое подходящее название. А его функция — это оперативное управление камерой в разных режимах. Например, перелистывание уже отснятых фотографий и одновременный выбор тех, которые нужно удалить. Или быстрое переключение режима вспышки (автомат, принудительное отключение, принудительное включение, режим подавления красных глаз). Или установка баланса белого, которая бывает необходима, если съемка ведется при свете люминесцентных ламп или обычных ламп накаливания с вольфрамовой нитью. Кроме того, навипэд позволяет быстро перемещаться по пунктам меню настроек камеры.

Светочувствительная матрица

вверх

Светочувствительная матрица — это микросхема с миллионами светочувствительных точек, число которых определяет разрешение камеры: 1 миллион — 1 мегапиксель, 2 миллиона — 2 мегапикселя и т.д. В компактных камерах, как правило, применяют CCD-матрицы небольшого размера (очень распространенный формат 1.1/8 дюйма имеет диагональ всего 10 мм!), которые хороши всем, кроме одного — при выставлении чувствительности на уровень 400 единиц ISO и выше они дают картинку с заметным цифровым шумом. Этот шум особенно заметен в камерах высокого разрешения - 8 мегапикселей. В зеркальных аппаратах применяют матрицы большего размера (иногда изготовленные по другой технологии - т.н. CMOS-матрицы), которые даже не высокой чувствительности, порядка 800 ISO, дают невысокий уровень шумов.

Видеоразъем

вверх

Если в путешествии у вас нет под рукой компьютера — не беда. Камеру можно подключить к телевизору и на большом экране рассмотреть отснятые кадры. Если свободного места на карте памяти осталось не так много, возможность рассмотреть кадры на экране телевизора очень важна — чтобы принять решение какие стоит оставить, а какие стереть.

Видоискатель

вверх

Оптический видоискатель цифровой камере нужен не часто — ведь у фотографа есть возможность компоновать кадр по ЖК-дисплею. Но если запас электроэнергии на исходе или слепящее солнце не позволяет увидеть картинку на ЖК-дисплее, приходится использовать видоискатель, что затрудняет съемку, поскольку в поле зрения оптического видоискателя попадают несколько иные границы кадра, чем те, что окажутся на светочувствительной матрице фотокамеры. Возможно, поэтому в некоторых компакт-камерах оптический видоискатель заменяют на электронный (как в видеокамерах). Он представляет собой миниатюрный ЖК-дисплей, в котором видна точно такая же картинка, что попадает на матрицу. Но ее качество зависит от разрешения мини-дисплея и различается от камеры к камере.

Встроенная вспышка

вверх

Встроенная вспышка бывает необходима при недостаточном освещении, хотя большинство фотографов считают, что это очень вредный инструмент. Поскольку она слишком часто портит кадры — выбеливает лица, снабжает их жуткими красными глазами и помещает густые тени за головами и фигурами. Однако в современных камерах мощность вспышки можно регулировать, да и сама камера порой способна автоматически определить, какой импульс света необходим в данных условиях для того, чтобы кадр выглядел естественным. И тогда из вредного инструмента встроенная вспышка превращается в полезный. Например, если съемка ведется под высоко стоящим солнцем, вспышка может убрать глубокие тени под глазами и подбородком или высветить лицо человека, стоящего против света.

Горячий башмак

вверх

Это так называемый горячий башмак для установки внешней вспышки. К сожалению, он есть не у всех камер — только у относительно дорогих и крупных. В принципе, это логично, поскольку большая внешняя вспышка на миниатюрной камере будет смотреться нелепо, да и станет банально перевешивать камеру при съемке. А „без принципа" — жаль, поскольку внешняя вспышка в творческом смысле продвигает камеру на несколько шагов вперед. С ней становится возможна полноценная съемка в условиях низкого освещения. Свет от внешней вспышки можно направить в потолок, и тогда вместо жесткого направленного света на объект съемки будет падать мягкий отраженный свет. Если же потолка нет или его цвет не позволяет использовать отраженный импульс света, внешнюю вспышку можно оснастить рассеивателем, который также смягчает направленный импульс жесткого света.

Зум-объектив

вверх

Большинство цифровых камер оснащаются так называемыми зум-объективами, которые обладают возможностью приближать и удалять кадр. Связано это с тем, что зум-объектив имеет оптическую схему, позволяющую менять его фокусное расстояние и, как следствие, изменять масштаб изображения на чувствительной матрице. При коротком фокусе зум становится широкоугольным — захватывает максимум видимого пространства. При длинном — выхватывает из видимого пространства относительно небольшой фрагмент и таким образом как бы увеличивает или приближает предметы. Зум-объективы, как правило, характеризуются кратностью увеличения и минимальным/максимальным значением фокуса. В большинстве компактных камер применяется 3- или 4-кратный зум. Если же говорить о фокусном расстоянии, то трехкратное увеличение кадра равнозначно трехкратному увеличению фокусного расстояния. Например, от 35 до 105 мм (в 35-мм эквиваленте).

Подключение к компьютеру

вверх

Для перекачки фотографий любая современная камера может быть подключена к компьютеру с помощью USB-кабеля. Как правило, если компьютер работает под управлением Windows Me или Winows XP, камера распознается без установки дополнительных программ. Компьютер „видит" ее как сменный накопитель, и работать — с файлами фотографий (копировать, перемещать, удалять) можно в проводнике Windows так же, как и с файлами на жестком диске.

Цветной жидкокристаллический экран

вверх

Его также называют ЖК-экраном, или LCD-панелью. Это настолько удобный инструмент для съемки, что владельцы цифровых зеркалок порой завидуют владельцам компактных камер (на ЖК-экране зеркального фотоаппарата изображение можно увидеть только после съем¬ки, и он не умеет поворачивать-ся). Если солнечный свет не „забивает" картинку на ЖК-экране, на нем видны все детали будущего кад-ра, вплоть до того, какие объекты будут резкими (в фокусе), а какие нет. Особенно удобно пользоваться ЖК-экраном с возможностью поворота - тогда съемку можно вести не только от уровня лица, но и от пояса, от земли, над головой... И вообще, использовать ракурсы, которые в классической фотографии требуют от фотографа недюжинных акробатических способностей. Современные модификации ЖК-дисплеев имеют особую конструкцию, позволяющую при ярком освещении использовать падающий снаружи свет для увеличения яркости изображения.

Элементы питания

вверх

Без запаса электроэнергии, понятное дело, камера работать не будет. А запас должен быть немаленьким, поскольку камера быстро его расходует, особенно при включенном ЖК-экране. Еще пару лет назад это было большой бедой — фотографу приходилось носить с собой несколько комплектов аккумуляторов. Но сегодня камеры стали очень экономичными. Там, где раньше требовалось четыре аккумулятора формата АА, сегодня с успехом справляются два. Причем камера работает дольше! Многие модели оснащаются фирменными аккумуляторами. С одной стороны, это не очень здорово — не на каждом углу можно купить такой аккумулятор, да и стоит он дорого. С другой — на одной зарядке можно продержаться целый день, отснять не одну сотню кадров. И заряжаются такие аккумуляторы быстро — всего за пару часов.

 

вверх
Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
Назад На главную Вперед

© Жураковская Анастасия, 2006

КАИТ №20

e-mail:jyra@list.ru

Hosted by uCoz