карелия
Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
фотоCмена фотоЛюбительфото Зоркийфото
фотоФЭД фото фото Москвафото

Советские фотоаппараты

На "Сменах" росла наша смена

"Смена" - рождённое на Ленинградском ГОМЗе (позднее - ЛОМО) семейство, как нельзя лучше соответствовало сути своего имени.

25 моделей носили такое название, не менее 33 млн. экземпляров камер было выпущено и продано с 1953 по 1995 г.

"Смена" была отличной для своей цены надёжной камерой. Даже чёрный пластмассовый корпус был настолько толстым и прочным, что не раскалывался после удара о камни.

Однако чтобы сохранить достойную нашей летописи правдивость, вернёмся ещё на 14 лет назад. На ГОМЗе, появилась первая "Смена" (конструктор И. Шапиро), ни по дизайну, ни по конструкции не послужившая прототипом своей послевоенной однофамилицы. Это была клап-камера (мех с распорками) из бакелита, рассчитанная на бескассетную зарядку 35-мм перфорированной плёнкой. Что-то около 20 кадров обычного формата 24x36 мм получалось на одной такой зарядке, защищенной от засветки ракордом из чёрной бумаги.

сменаПослевоенная "Смена" была оригинальной разработкой того же конструктора. Она оказалась настолько удачной, что не только выдержала до первой модификации двухмиллионный тираж, но и послужила образцом для заграничного производства в КНР (модели Чанг Янг и Хуа Шан).

Первые "Смены" - простые "метражки" с перемоткой плёнки из кассеты в кассету, для зарядки снималась задняя крышка. Блокировки протяжки плёнки со срабатыванием затвора не было. Через два года камеру снабдили автоспуском и синхронизатором, и она была переименована в "Смену-2", а появление куркового взвода превратило её в "Смену"-3 и 4. Все эти модификации ГОМЗ выпускал до 1961 г.

К концу 1950-х гг. у "Смены"-5, 6, 7 и 8 обновились объективы и затворы, а воронкообразная крышка объектива при перевёртывании играла роль солнечной бленды. Корпус стал более зализанным, а барабан перемотки плёнки скрылся под верхней крышкой. Серия жила целое десятилетие и пополнила любительский арсенал на несколько миллионов камер. Так завод постепенно подбирался к одной из своих самых массовых и долгоживущих моделей, которая под названием "Смена"-8М выпускалась четверть века (1970-1995) и превысила по объёму выпуска 20 млн. экземпляров. Новая форма корпуса и новый дизайн делали камеру весьма привлекательной, хотя техническая начинка по сути дела не изменилась. За пять лет до кончины "Смена"-8М подверглась ещё одной дизайнерской операции и со своим уменьшенным корпусом, центральным синхроконтактом и почти миллионным тиражом вошла в историю под названием "Смена"-35.

Вершиной технико-механических улучшений оказались "Смена"-Символ и "Смена"-19 (1970-1991). По-прежнему пластмассовая, она имела рычажный взвод затвора, сблокированный с транспортировкой плёнки, автоматический счётчик кадров, сбрасываемый на ноль при открывании задней крышки, зарядку стандартной кассетой и постоянно установленной приёмной катушкой.

сменаЕсли выстроить в ряд все модели "Смен", получится довольно выразительное и красочное зрелище. Разные по форме, по дизайну и даже по цвету, эти камеры объединены одной очень важной общностью. Это, так сказать, обнажённость процесса съёмки, без которой по-настоящему научиться снимать просто невозможно. Нельзя избавиться от понятий выдержки и диафрагмы, их связи в правильной экспозиции, их взаимного влияния и влияния на такие определяющие качество снимка характеристики, как глубина резко изображаемого пространства или смазывание движущегося сюжета. Необходимость каждый раз вручную устанавливать экспозиционные параметры и оценивать расстояние до объекта вырабатывали у начинающего существеннейшие навыки правильной техники съёмки, которые затем плавно переходили в творческий поиск выигрышных сюжетов и выразительных композиций. А центральный затвор позволял снимать со вспышкой при всех выдержках, превосходя в этом отношении любую камеру со шторным затвором тех времён. Впрочем, почему позволял? Если камера в рабочем состоянии, и сейчас позволяет. Не всякая современная импортная зеркалка обеспечит вам синхронизацию на 1/250 с...


вверх

С именем Дзержинского

В эпоху абсолютного господства механических дальномерных камер производители пытались подражать лучшим образцам, из которых выросли новые знаменитые семейства. А их и было-то всего два, и оба немецких - Лейка фирмы Лейц, Ветцлар (серийное производство с 1925 г.) и Контакс фирмы Цейсс-Икон (1932). Преимущества нового формата были поистине революционными и открыли новую эру в развитии фототехники на следующие 35-40 лет.

ФЭДВот как преподносит эти преимущества фирма Leitz в первом каталоге на русском языке, выпущенном в самом конце 1931 г.: "Темп современной жизни и быстрое течение событий требует от фотоаппарата постоянной готовности к съёмке. Обычно небольшие количества пластинок и плёнок, вмещаемых в самом аппарате, уже не удовлетворяют, так как очень часто не хватает времени, да и не представляется возможность перезаряжать во время спешной съёмочной работы. Мы несколько лет тому назад выпустили нашу сейчас уже всемирно известную Лейка-камеру со всеми её неоспоримыми преимуществами и усовершенствованиями. Лейка - камера, рассчитанная именно на снимки малого формата 24x36 мм. Лейка-камера совмещает в себе всё то, что в наше время необходимо при фотографировании, а именно миниатюрный размер и вес, малый формат снимков, максимальную продуктивность - 36 снимков подряд, чрезвычайную портативность, исключительно резкую оптику при первоклассном механическом выполнении, постоянную, почти моментальную готовность к съёмкеЛейка - идеал фотографа-любителя и фотографа-специалиста. Лейка - камера будущего.”

Массовое появление советских Леек неразрывно связано с именем первого чекиста. Серийное производство копии камеры Leica II было освоено харьковской трудовой коммуной имени Ф.Э.Дзержинского (та самая, педагога Макаренко) в 1934 г. Именем Дзержинского и была названа камера.

За первый год было выпущено всего 1800 камер, однако в 1938 г. завод вышел на уровень 30 000 камер в год. За первую половину 1941 г. было выпущено 16 000 камер ФЭД, а всего до войны - более 160 000. Война надолго остановила жизнь Харьковского завода. Производство восстановилось в 1946 г., однако превысить довоенные показатели удалось лишь в 1951 г., а всего после войны было сделано почти полмиллиона ФЭДов.

ФЭДВ 1955 г. на базе ФЭДа, являвшегося точной копией Лейки, была разработана уже собственная камера, сохранившая гаечное резьбовое крепление оптики, но получившая дальномер с увеличенной базой - ФЭД-2. В разных модификациях она выпускалась до 1970 г. Модификации различались объективами. 1961 г. массовой серией выпускался ФЭД-3 - такой же, как и ФЭД-2, вместе с ним в 1966 г. обретший рычаг взвода затвора и протяжки плёнки и менявший объективы. В те же годы был освоен выпуск камеры ФЭД-4, прошедшей примерно те же этапы развития. ФЭД-4 стал первой харьковской камерой со встроенным экспонометром -весьма полезным прибором для фотолюбителя.

Вершиной эволюции харьковской ветви камер, происходящих "от Лейки", стал появившийся в 1975 г. ФЭД-5. Через два года появились ФЭД-5в (без встроенного экспонометра) и ФЭД-5с. Эти камеры пережили развал СССР и выпускались в Харькове, по нашим данным, до 1996 г.

К сожалению, к концу своего существования ФЭД потерял изначальное высокое качество, и старые камеры, которые, возможно, хранятся у вас в семье (это вполне возможно - одних только ФЭДов 5-й серии было сделано больше 2 млн.), могут работать лучше и точнее приобретённых недавно. Такая вот гримаса истории.


вверх

Пять миллионов "зорких" глаз

ФЭДСемейство “Зорких” - разные по сложности модели, отличающиеся прочностью металлического корпуса, приемлемым качеством, механической конструкцией, не требующей никаких батареек, и работоспособной в самых некомфортных условиях. Это была достаточно совершенная камера системного типа, т.е. позволяющая использовать сменную оптику, вспышки, удлинительные кольца и другие приспособления, заметно расширяющие область её применения. В общем, она оказалась вполне соответствующей своему времени моделью, конкурентоспособной на международном рынке и мало чем уступающей по возможностям (увы, не по классу изготовления) аналогичным любительским моделям зарубежных фирм.

ЗоркийСервые “Зоркие” - копии довоенных Леек. Для первых моделей характерна леечно-фэдовская комплектация убирающимся внутрь корпуса объективом, что делало камеру в сложенном виде особенно портативной, практически карманной. “Зоркий”, как и ФЭД, имел матерчатый шторный затвор относительно простой конструкции, и этот элемент самый уязвимый при долгом хранении аппарата. Прорезиненная ткань пересыхает, в ней образуются щели и дырочки, приводящие к засветке плёнки. Пересохшие шторки перестают наматываться на барабаны, и затвор просто прекращает работу. Засохшая смазка и ослабление пружины способствуют таким отказам. Во многих случаях затвор старых камер приходится перебирать и основательно подновлять, включая установку новых шторок. До последнего времени они не были дефицитом, и весь ремонт не превращался в неразрешимую проблему.

Появление синхроконтакта или автоспуска знаменовало новую индексацию (“Зоркий”-С, “Зоркий”-2, “Зоркий”-2С) при сохранении существа неизменным. Полезными нововведениями оказались замена нижней съёмной крышки на съёмную заднюю (что значительно облегчило зарядку плёнки и юстировку оптики) (“Зоркий”-3), замена круглой головки взвода на рычажный (курковый) взвод (“Зоркий”-4К) и совмещение окон дальномера и видоискателя (“Зоркий”-3).

зоркийВыпускалась полная дальномерная линейка сменной оптики. Для “Зорких” делалась стереонасадка, позволившая на одном кадре получить стереопару, которую после печати в определённом масштабе можно было рассматривать через стереоскоп.

Для любительских съёмок “Зоркий” - очень удобная и надёжная камера. Приведите его в порядок, отрегулируйте затвор, поищите 2-3 сменных объектива - и вот бесплатно или за минимальную сумму вы получите прекрасный рабочий инструмент, более оперативный, чем многие однообъективные зеркалки. Фокусировка по оптическому дальномеру (слияние в видоискателе двух половинок расслоенной картинки) быстра, точна, не зависит от диафрагмы, установленной на объективе, и легко осуществляется даже при самом слабом освещении. Отсутствие электронной автоматики не требует источников электропитания, и камера не откажет в самой далёкой глубинке. Но морозов шторный затвор не любит, и зимой камеру лучше носить под пальто.


вверх

"Москва" с немецкими корнями

МоскваКамеры широкоплёночного семейства "Москва" сохранили кое-какие потребительские преимущества. Конечно, съёмка на широкую плёнку уже не является столь массовой, но отличается качеством снимков и возможностью больших увеличений.

"Москва", появившись в 1946 г., сразу была камерой отработанной и проверенной. Родилась одна из моделей Ikonta и Super Ikonta, перевезённых вместе с дрезденскими заводами по репарациям в Красногорск.

Среди имевшейся тогда аппаратуры "Москва" была, пожалуй, единственным представителем, гарантирующим узнавание своей физиономии на групповых снимках из трёх-четырёх десятков персон.

"Москва" - прочная складная металлическая камера форматом 6x9 см, с выдвижным мехом, центральным затвором, наводкой на резкость выдвижением передней линзы и переводом кадров по смене номеров.

МоскваПервенцем этого семейства была "Москва"-1 без дальномера, копия Иконты. Наводка "на глазок" - существенный недостаток, который устранён в "Москве-2" (аналог Супер Иконты), снабжённой оптическим дальномером.

"Москва"-2 в середине 50-х была преобразована в "Москву"-4. Она обзавелась вторым форматом 6x6 и синхроконтактом. "Москва"-3 также существовала, но это была небольшая партия не плёночных, а пластиночных аппаратов 6x9 и ставшая ныне настоящей коллекционной редкостью. Завершилось семейство "Москвой-5".

Москва"Москва" оказалась популярной камерой, предназначенной для любительских и семейных съёмок. Кадр 6x9 допускал контактную печать, такие снимки пользовались успехом в альбомах середины прошлого века. Необходимость нескольких ручных операций перед самой съемкой позволяла более вдумчиво относиться к композиции кадра.

Камера годилась и для индивидуального, не очень крупнопланового портрета. В сложенном виде это было удивительно компактное создание, свободно влезающее в боковой карман пиджака или спортивной куртки. Хотя для камеры делались футляры, таскать её было удобнее прямо так, "голой", прочный корпус это позволял. Какую ещё камеру не жалко было прихватить с собой в загородную поездку, лыжную прогулку или поход за грибами? Так что "Москва" могла оказаться полезной в семейной хронике и для семейного альбома.


вверх

Любители любили "Любитель"

"Любитель" существовал очень долго и имел несколько модификаций. Но по сути дела он оставался самим собой - простой, приличной по качеству и очень-очень недорогой двухобъективной зеркальной камерой на широкую плёнку. Родился он в Ленинграде на ЛОМО (прежде - ГОМЗ) из Комсомольца - внешне совершенно такого же создания, которое, однако, не было настоящей зеркалкой: его верхняя линза не принимала участия в наводке на резкость. Большой кадр 3x6 см выгодно отличался от малоформатных снимков значительно Польшей площадью, связанной с этим низкой зернистостью отпечатка и позволял делать даже контактные снимки, достаточные для друзей и семейного альбома.

ЛюбительДля своего класса "Любитель" был очень удачной камерой. Полностью пластмассовый чёрный корпус был лёгок и достаточно прочен. Падение на землю обычно не причиняло ему вреда.

Вы имели камеру со сложнейшим, в общем-то, точным механизмом затвора, двумя стеклянными объективами (ну ладно, не придирайтесь, верхний от видоискателя будем считать хорошим ахроматическим увеличительным стеклом), приятным корпусом, ремешком и даже футляром! А дополнительно можно было приобрести светофильтры (для двух предусматривались специальные отделения на боковой стенке), насадочные линзы, солнечную бленду. Современным владельцам, желающим опробовать "Любитель" в действии сейчас, настоятельно рекомендуем оклеить внутренние грани кусочками чёрного бархата-сочность и чистота новых снимков будет не хуже, чем в несравненно более дорогих, капризных и сложных "Киевах"-60, "Салютах" и "Пентаконах Сикс".

Несмотря на очевидный расчёт на начинающего любителя, а может быть, именно благодаря этому расчёту, в камере были и удобства, заметно ускоряющие работу с ней. Например, наводить на резкость вообще не требовалось при установке "по двум красным точкам" - одна находилась на шкале расстояний около цифры 10, другая на шкале диафрагмы около цифры 8. Это обеспечивало глубину резкости от 4 м до бесконечности, что охватывает большинство случаев съёмок "навскидку". Такая съёмка облегчалась и рамочным "спортивным" видоискателем, работающим с уровня глаз и не требующим заглядывания на фокусировочный экран.

ЛюбительМодель "Любитель"-2 (1955-1979) приобрела автоспуск и синхроконтакт, а в конце 1970-х гг. появился "Любитель"-166 с модернизированным дизайном. В год московской Олимпиады появилась модификация 166В, а ещё через четыре года двухформатный 166 Универсал, рассчитанный на съёмку как кадров 6x6, так и 6x4,5.

"Любители" были массовыми аппаратами, только первых двух модификаций выпущено 3,5 млн. шт.

Чуть ли не для трёх поколений ленинградский "Любитель" был самым доступным способом попробовать широкую плёнку. А так как он не имел никакой автоматики, это был очень удобный инструмент для грамотного и вдумчивого освоения основ фотографии.


вверх
Главная
Обскура
Древность
Цифра
Правка
Хроника
О себе
Фото
Назад На главную Вперед

© Жураковская Анастасия, 2006

КАИТ №20

e-mail:jyra@list.ru

 

Hosted by uCoz